От Мацуты на юго-восток, вдоль правого притока Уруха р. Айгамугидон, уходит Уалагкомское (Галиат-Фаснальское) ущелье. Пройдя в конец ущелья и преодолев Згидский перевал, можно попасть в Садонское и Цейское ущелье. Уалагкомское ущелье исключительно богато памятниками истории, буквально каждый камень здесь дышит легендами. Древние могильники и заброшенные поселения, боевые башни, святилища и галуаны эпохи средневековья - многие из них до сих пор не открыли своих тайн. И если Мацута интересна обилием памятных цырт, а также памятниками и легендами нартовского эпоса,то главная видимая достопримечательность следующего села ущелья - Махческа - боевая башня Абисаловых. Расположена она высоко на скалах правой стороны ущелья. Построили эту башню потомки знаменитого воина Бадела, поселившегося в Махческе и долгое время защищавшего и охранявшего жителей от внешних завоевателей. Позже, правда, Бадел и его потомки сами превратились в феодальных сборщиков податей с тех же жителей. Недалеко от оборонительного комплекса Абисаловых был найден знаменитый камень "Сырдони дор" - камень Сырдона. По легенде на нем изображен план-лабиринт жилища хитроумного нарта Сырдона. Здесь же множество могильников, встроенных в склон горы и перекрытых каменными плитами. На противоположной стороне ущелья на всем его протяжении видны наполовину разрушенные, так называемые "мертвые города". Когда-то в них жили люди... В селении Вакац также сохранилось несколько родовых башен, а выше села, на фоне неба, видны скальные "пальцы" - святое место, куда приносят головы жертвенных животных с молитвой о здоровье детей. Интересно, что подходить к святому месту нужно босиком, а нести жертвенную голову необходимо было мальчику того рода, чьи родители обращались к святому. Соседнее селение Фаснал не сохранило для нас свое феодальное прошлое. Достопримечательностью села являются живописные остатки бельгийской горнообогатительной фабрики, построенной на рубеже ХХ века и нехарактерные для этих мест 2-этажные, разбитые на несколько квартир, дома, оставшиеся после тех же бельгийцев. А также обилие склепов, расположившихся прямо здесь, рядом с жилыми домами. Ни в Восточной Осетии, ни в соседних ущельях нет подобных многогранных наземных могильников башенного типа с гладкими и пирамидально-ступенчатыми перекрытиями. До 1916 года у места слияния рек Сардидон и Сонгутидон расплогалась ГЭС мощностью до 1000 кВт. От нее сохранились остатки плотины, тоннель и разрушенное здание станции. Далее дорога, как и ущелье, сужается. Начинается серпантин и вот они - последние жилые села ущелья - Дунта и Камунта. Когда-то они процветали и славились, сейчас же только в нескольких домах остались люди. Леса здесь нет, поэтому раньше часто топили кизяками, сохнущими прямо вдоль домов и заборов. Удобств, разумеется, тоже нет, но спутниковое телевидение - вот оно - вышка видна издалека. Близ села Дунта находится святилище, называемое дзуар Козла. Здесь мужчины, в семье которых родился сын, должны в течение года за здоровье ребенка принести в жертву козленка, а также три лепешки и пиво или араку. Во время сенокоса 2 фамилии из сел. Дунта приносят жертву и просят покровительства святого на время полевых работ. Женщинам запрещено посещать дзуар, а все, принесенное в жертву, должно быть съедено и выпито в стенах святилища. Выносить отсюда ничего нельзя. Более того, во время этих празднований мужьям не разрешается спать с женами. Жители с.Дунта чествуют также дзуар Ичына. Легенды говорят, что это ангел, прилетевший сюда с русской земли. Жители построили ему дзуар и он остался покровительствовать окрестности. В сентябре, кроме других приношений, дзуару обязательно режут быка. В этом соблюдается посемейная очередь, а для варки пива с каждого дома собирается по 1.2 меры ячменя. Галиат - последнее, самое крупное и уже нежилое селение по дороге к Згидскому перевалу. Удаленность от главных дорог и разрушительной цивилизации позволила сохранить средневековый дух поселения. Бродя по узким улочкам Галиата, касаясь камней, глядя на раскинувшиеся вокруг сдержанные просторы легко представить себе как однообразно, неспешно, продуманно и аскетично проходили здесь дни, года, столетия. Иначе в таких суровых местах не выжить... Хорошо сохранились фамильные башни, расположенные в различных окраинах села и, что весьма редко для Дигории - выбитые на стенах иероглифы. Известно, что до середины ХХ века в селении Галиат существовал нартовский ныхас. Сейчас его следов найти не удалось. На седловине горного хребта, закрывающего Галиат от южных горно-долинных ветров, сохранилась каменная церковь, воздвигнутая в честь византийского императора Юстиниана 1( 12 век). На ее месте расположено древнее святилище Авд дзуар (семь дзуаров), посвященное 7 основным богам осетин: Афсати - покровителю охоты и диких зверей, Донбеттыру - владыке водного царства, Рекому - божеству плодородия, Фалвара - владыке домашнего мелкого скота, Уастерджи - покровителю мужчин и воинов, Уацилла - громовержцу и покровителю хлебных злаков, Тутыру - властителю и "пастуху" волков. Авд дзуар - это святилище фамилии Езиевых, которая ежегодно должна была приносить ему в жертву барана. Когда в Галиате случалась засуха - из фамилии Езиевых выбирался мужчина, который после 2-х недельного говения нес к дзуару чашку молока и обливал им стены церкви. В Галиате существовал еще один фамильный дзуар - покровитель рода Атаевых (Ататы дзуар). Изображается он в виде чурбана, из которого при ударе топором стекает молоко или кровь. Атаевский чурбан был найден в лесу и привезен домой одним из предков Атаевых. У тех же Атаевых был еще амулет - куски горного хрусталя. И чурбан и хрусталь обладали целебной силой, поэтому родом Атаевых в их честь устраивали ежегодный кувд. К сожалению, в настоящее время оба они уничтожены.
|